Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 ОБ ЭЛЕКТРОННОМ БАНКЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Оренбургской области
- Приказ отдела образования Администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 24.09.2021 № 188 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
План мероприятий МБОУ «СОШ №2 п. Переволоцкий», направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2022/2023 учебный год
№ |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий |
1 |
Подготовительный этап |
|||
1.1 |
Разработка и утверждение плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год на школьном уровне |
Зам. директора Бас М.Н. |
до 20 сентября 2022 года |
разработан и утвержден школьный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год |
1.2 |
Формирование организационной структуры по реализации плана мероприятий |
Зам. директора Бас М.Н. |
до 1 октября 2022 года |
Определен школьный координатор, ответственный за формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся;
|
1.3 |
Актуализация школьного плана методического сопровождения |
Зам. директора Бас М.Н. |
до 1 октября 2022 года |
скорректированные в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся планы методических объединений учителей-предметников |
1.4 |
Участие в установочном вебинаре для школьных координаторов по вопросам организации работы МБОУ по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций |
отдел образования |
До 10 октября 2022 |
сформирован единый алгоритм организационно-методического сопровождения формирования и оценки функциональной грамотности |
1.5 |
Формирование школьной базы данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности, и обучающихся 8-9 классов |
Зам. директора Бас М.Н. |
до 1 октября 2022 года |
сформирована база данных обучающихся 8-9 классов 2021/2022 учебного года, база данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление |
1.6 |
Регистрация педагогов, участвующих в формировании функциональной грамотности на платформе «Российская электронная школа» |
Зам. директора Бас М.Н. |
октябрь 2022 |
отчет |
1.7 |
Повышение квалификации педагогических работников по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее ‒ ЦНППМПР) |
до 1 ноября 2022 года |
отчет о количестве педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
1.8 |
Создание и наполнение тематический страницы по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности на сайте школы |
Зам директора Храпов В.Г. |
октябрь 2022 |
действующий информационно-методический ресурс по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
2 |
Основной этап |
|||
2.1 |
Тематические заседания школьных методических объединений учителей по вопросам формирования функциональной грамотности |
Зам директора Бас М.Н. |
ноябрь 2022 март 2023 |
протоколы заседаний, методические рекомендации |
2.2 |
Участие в муниципальном семинаре для учителей «Современные подходы к формированию и оценке функциональной грамотности в образовательном процессе школы» |
отдел образования, опорные школы |
ноябрь 2022 |
сборник методических материалов |
2.3 |
Участие в муниципальном семинаре-практикуме для учителей «Функциональная грамотность: технология формирующего оценивания» |
отдел образования, опорные школы |
декабрь 2022 |
сборник методических материалов |
2.4 |
Участие в муниципальном семинаре для учителей и заместителей директоров по УВР «Формирование функциональной грамотности обучающихся: опыт, проблемы, решения» |
отдел образования, опорные школы |
апрель-май 2023 |
сборник методических материалов |
2.5 |
Посещение и анализ учебных занятий в целях оценки подходов к проектированию метапрпредметного содержания и формированию функциональной грамотности обучающихся |
Зам директора Бас М.Н. |
по графику |
аналитическая справка |
2.6 |
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях (олимпиадах и т. д.) |
Зам директора Бас М.Н. |
по графику Минпросвещения России |
аналитический отчет |
3 |
Диагностическо-аналитический этап |
|||
3.1 |
Участие в общероссийской оценке по модели PISA |
отдел образования |
По графику Минпросвещения России |
аналитический отчет |
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti