Функциональная грамотность 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

План мероприятий МБОУ «СОШ №2 п. Переволоцкий», направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021/2022 учебный год

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок

исполнения

Ожидаемые результаты реализации мероприятий

1

Подготовительный этап

1.1

Разработка и утверждение плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год на школьном уровне

Зам. директора Бас М.Н.

до 20 сентября 2021 года

разработан и утвержден школьный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год

1.2

Формирование организационной структуры по реализации плана мероприятий

Зам. директора Бас М.Н.

до 1 октября

2021 года

Определен школьный координатор, ответственный за формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся;

 

1.3

Актуализация школьного плана методического сопровождения

Зам. директора Бас М.Н.

до 1 октября 2021 года

скорректированные в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся планы методических объединений учителей-предметников

1.4

Участие в установочном вебинаре для школьных координаторов по вопросам организации работы МБОУ по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций

отдел образования

До 10 октября 2021

сформирован единый алгоритм организационно-методического сопровождения формирования и оценки функциональной грамотности

1.5

Формирование школьной базы данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности, и обучающихся 8-9 классов

Зам. директора Бас М.Н.

до 1 октября 2021 года

сформирована база данных обучающихся 8-9 классов 2021/2022 учебного года, база данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление

1.6

Регистрация педагогов, участвующих в формировании функциональной грамотности на платформе «Российская электронная школа»

Зам. директора Бас М.Н.

октябрь 2021

отчет

1.7

Повышение квалификации педагогических работников по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее ‒ ЦНППМПР)

до 1 ноября 2021 года

отчет о количестве педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

1.8

Создание и наполнение тематический страницы по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности на сайте школы

Зам директора Храпов В.Г.

октябрь 2021

действующий информационно-методический ресурс по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

2

Основной этап

2.1

Тематические заседания  школьных методических объединений учителей по вопросам формирования функциональной грамотности

Зам  директора Бас М.Н.

ноябрь 2021

март 2022

 протоколы заседаний, методические рекомендации

2.2

Участие  в муниципальном семинаре для учителей «Современные подходы к формированию и оценке функциональной грамотности в образовательном процессе школы»

отдел образования, опорные школы

ноябрь 2021

сборник методических материалов

2.3

Участие в муниципальном семинаре-практикуме для учителей «Функциональная грамотность: технология формирующего оценивания»

отдел образования, опорные школы

декабрь 2021

сборник методических материалов

2.4

Участие  в муниципальном семинаре для учителей и заместителей директоров по УВР «Формирование функциональной грамотности обучающихся: опыт, проблемы, решения»

отдел образования, опорные школы

апрель-май 2022

сборник методических материалов

2.5

Посещение и анализ учебных занятий в целях оценки подходов к проектированию метапрпредметного содержания и  формированию функциональной грамотности обучающихся

Зам директора Бас М.Н.

по графику

аналитическая справка

2.6

Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях (олимпиадах и т. д.)

Зам директора Бас М.Н.

по графику Минпросвещения России

аналитический отчет

2.7

Участие в  муниципальной олимпиаде по функциональной грамотности

отдел образования

март 2022

аналитический отчет

3

Диагностическо-аналитический этап

3.1

Участие в общероссийской оценке по модели PISA

отдел образования

По графику Минпросвещения России

аналитический отчет

 

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Персональные данные, размещенные на сайте, размещены с согласия субъекта персональных данных. Копирование материалов сайта разрешено только с письменного согласия администрации сайта.